Достопримечательности Суздаля
09:00–10:00
Начать путешествие по Суздалю мы предлагаем с музея под открытым небом, где собраны деревянные постройки XVII-XIX веков, свезенные из разных сел Владимирской губернии. Это настоящая старинная деревня в черте города, где есть возможность познакомиться не только со старинной архитектурой, но и с бытом наших предков, так как можно зайти в любой дом и все увидеть своими глазами: посмотреть на избу простого крестьянина-середняка — с деревянной кроватью под нарядным покрывалом, чисто выбеленной русской печкой, прялкой, ткацким станком и зыбкой, в которой качали младенцев, и все здесь как встарь — уютные маленькие оконца с геранью в горшочках и простыми занавесками, иконы в «красном» углу, ухваты и чугунки у печки, сундуки, кадки… А вот двухэтажный дом зажиточного крестьянина — на верхнем этаже жил хозяин с семьей, а на нижнем находилось рабочее помещение для наемных ткачих. Рядом с домами воссозданы все подсобные помещения — бани, сараи, овины, амбары, где собрано все, что было необходимо для ведения хозяйства, впечатляют ветряные мельницы, распахнувшие крылья, старый колодец с огромным колесом… Но самым главным украшением музея служат деревянные церкви — Преображенская, привезенная из села Козлятьево — трехъярусная, завершенная изящной луковичной главкой, с маленькими главками над приделами и Воскресенская из Потакино с шатровой колокольней, очаровывающие каким-то домашним уютом. Попадая в музей, кажется, будто время здесь остановило свой бег несколько столетий назад и приветливо открывает перед вами страницы истории.
Здесь же, буквально в двух шагах, находится дом купцов Агаповых — яркий образец провинциальной купеческой застройки с каменным служебным нижним этажом и жилым деревянным верхним.
Еще в конце XVIII века Суздаль находилась на пересечении важных торговых путей — Нижний Новгород — Москва — Ярославль, а потому купеческое сословие здесь было весьма многочисленным, но все изменилось уже во второй половине XIX столетия со строительством железной дороги, которая обошла Суздаль стороной. Тогда самые бойкие и предприимчивые купцы стали переселяться в более перспективные города, а оставшиеся в родных местах держали лишь небольшие лавки, но при этом они пользовались уважением горожан, участвуя в благотворительности, управлении и развитии города. Типичным представителем суздальского купечества была семья Агаповых, державших кузницу и торговавших мануфактурой и так называемым «колониальным» товаром: чаем, кофе и специями. Жили они в доме на улице, что звалась Щупачихой — в этой части города располагалась таможня, где с помощью специальных «щупов» проверяли обозы с товаром заезжих торговцев. В нижнем этаже дома находилась кузница, а на втором проживало семейство Агаповых, при доме был большой сад и пчельник. После революции купцы, конечно же, попали в немилость — все их имущество было конфисковано, а сами Агаповы были репрессированы.
Немало прошло лет, прежде чем в их доме был открыт музей, посвященный не столько самой семье Агаповых, сколько всем представителям купеческого сословия. Однако на момент открытия выставок, в 1980-х годах, они рассказывали о классовой борьбе на рубеже XIX-XX столетий, и только в наше время экспозиции изменили направление, иллюстрируя жизнь суздальских купцов — тех, кто честно жил и трудился во славу родного города.
10:10–10:30
Здесь же, буквально в двух шагах, находится дом купцов Агаповых — яркий образец провинциальной купеческой застройки с каменным служебным нижним этажом и жилым деревянным верхним.
Еще в конце XVIII века Суздаль находилась на пересечении важных торговых путей — Нижний Новгород — Москва — Ярославль, а потому купеческое сословие здесь было весьма многочисленным, но все изменилось уже во второй половине XIX столетия со строительством железной дороги, которая обошла Суздаль стороной. Тогда самые бойкие и предприимчивые купцы стали переселяться в более перспективные города, а оставшиеся в родных местах держали лишь небольшие лавки, но при этом они пользовались уважением горожан, участвуя в благотворительности, управлении и развитии города. Типичным представителем суздальского купечества была семья Агаповых, державших кузницу и торговавших мануфактурой и так называемым «колониальным» товаром: чаем, кофе и специями. Жили они в доме на улице, что звалась Щупачихой — в этой части города располагалась таможня, где с помощью специальных «щупов» проверяли обозы с товаром заезжих торговцев. В нижнем этаже дома находилась кузница, а на втором проживало семейство Агаповых, при доме был большой сад и пчельник. После революции купцы, конечно же, попали в немилость — все их имущество было конфисковано, а сами Агаповы были репрессированы.
Немало прошло лет, прежде чем в их доме был открыт музей, посвященный не столько самой семье Агаповых, сколько всем представителям купеческого сословия. Однако на момент открытия выставок, в 1980-х годах, они рассказывали о классовой борьбе на рубеже XIX-XX столетий, и только в наше время экспозиции изменили направление, иллюстрируя жизнь суздальских купцов — тех, кто честно жил и трудился во славу родного города.
11:30–11:40
На пересечении улиц Пушкарской и Ленина можно увидеть четырехэтажное строение из красного кирпича с шатровой крышей и деревянным балконом на консолях, тянущимся по периметру — это старинная водонапорная башня. Точная дата ее появления неизвестна, но исследователи полагают, что возвели ее примерно в начале ХХ века — тогда на месте современного гостиничного комплекса «Пушкарский дворик» располагалась больница, для снабжения водой которой и выстроили водонапорную башню. Вплоть до 1967 года она оставалась действующей, а после ее отреставрировали, превратив в магазин модных вещей.
11:50–12:00
Не более пяти минут займет пешая прогулка до Суздальского кремля. Нам нужно перейти мост через Каменку и по дорожке дойти до ул. Лебедева, где по правую руку вы увидите две церкви — Никольскую и Христорождественскую. Это один из ярких примеров уникальной особенности суздальских церквей — практически все храмы здесь парные, имеющие летний и зимний вариант, причем, в других городах такое встречается крайне редко, а вот для Суздаля это практически традиция.
Никольская церковь (летний храм) стала одной из первых, возведенных после крупного пожара 1719 года. Так как въездные ворота в юго-восточной части кремля назывались Никольскими, предполагается, что и до пожара на этом месте стоял храм, освященный в честь Николая Чудотворца. В Никольской церкви, выстроенной в 1720–1739 годах, нашел воплощение типичный образец посадского храма, состоящего из трех частей — основного объема, колокольни и соединяющей их трапезной. Сама церковь украшена достаточно скромно — небольшие оконца оформлены резными наличниками, а по верху фасадов тянется широкий карниз из мелких кокошников, венчает храм маленькая луковичная главка на тоненьком барабане. А вот колокольня рядом, напоминающая силуэтом деревянные шатровые храмы, украшена более затейливо — кокошники, ниши разной формы, зубчатые карнизы, изразцы, арки, миниатюрные башенки с крестами, фронтоны, рустованные столбики придают звоннице нарядный и торжественный облик.
Стоящая рядом «зимняя» церковь Рождества Христова ничуть не похожа на свою соседку — она построена по классическому образцу «теплых» суздальских храмов и больше напоминает обычный дом — она состоит из двух прямоугольных объемов под двускатной кровлей, вот только над крышей возвышается маленькая главка на тонком изящном барабане, придающим всей церкви ощущение стройности.
12:00–12:30
А теперь прогуляемся по территории кремля. По предположениям археологов, он появился еще в Х столетии — это была крепость, опоясанная земляными валами общей протяженностью почти полтора километра, на валах стояли крепкие стены и башни, сложенные из бревен. Внутри размещались княжеская дружина и двор, двор епископа с городским собором. С годами укрепления достраивались, совершенствовались, но, к сожалению, все они погибли в страшном пожаре 1719 года, после чего их уже не стали восстанавливать, от кремля остались земляные валы и рвы, старинный Рождественский собор и величественное здание Архиерейских палат.
Архиерейские палаты, предназначенные для проживания суздальских церковных владык, создавались, начиная с XV столетия на протяжении двух веков, и в итоге выросли в уникальный архитектурный ансамбль, состоящий из трапезной палаты, домовой епископской трапезной церкви и многочисленных хозяйственных строений. Первоначально разрозненные здания к концу XVII века слились в единый комплекс, объединенный с помощью богато отделанных галерей, лестниц, переходов и тайных ходов. Примерно в то же время присланный из Москвы митрополит Илларион велел создать зал для особых случаев — так появилась Крестовая палата. Площадь помещения составляет 330 квадратных метров, при этом тяжелые своды не поддерживаются ни одним столпом — палата стала настоящим архитектурным чудом, созданным талантливыми суздальскими мастерами. В центре просторного зала был установлен длинный стол, во главе которого располагался трон местного владыки церкви, стены украшали иконы, портреты царей и церковных деятелей, вдоль стен стояли лавки, обтянутые красным сукном, а в углу находилась изразцовая печь, сложенная на «голландский» манер — с дымоходом — в те времена, когда печи топились по-черному, это было невиданной новинкой. В наше время весь интерьер Крестовой палаты был полностью восстановлен по документам XVIII века, так что ее великолепием можно полюбоваться и сейчас.
12:30–12:45
Прямо рядом с Архиерейскими палатами располагается самое древнее каменное здание города — Собор Рождества Богородицы. Первоначально на этом месте был выстроен Успенский храм еще Владимиром Мономахом, при Юрии Долгоруком его сменил другой собор, а в 1225 году Великий князь Юрий Всеволодович возводит новый храм. Стены были сложены из легкого белого известняка, и лишь отдельные элементы декора были выполнены из белого камня, главным украшением служили «златые врата», созданные в редкой технике «огневого золочения» с уникальными иллюстрациями жизни Божией Матери и Христа. Рождественский собор стал первым храмом, который посещали обычные горожане, а не только князья.
В XV столетии во время пожара Рождественский собор сильно пострадал, однако, разбирать его полностью не стали — оставили нижний ярус с аркатурным поясом, украшенным женскими масками, а над ним возвели новые стены и завершили пятиглавием вместе трех глав его предшественника. Не раз еще собор перестраивался, но никогда не терял своей монументальной красоты.
12:45–13:00
От Рожденственского собора мы направляемся на ул. Кремлевскую — по пути нам встречается памятник поэту-маринисту Алексею Лебедеву, родившемуся в Суздале и погибшему во время Великой Отечественной войны, а на противоположной стороне улицы мы можем увидеть белоснежное двухэтажное здание Пожарной охраны с каланчой. Несмотря на то, что это вполне современная постройка — 2004 года, оно является памятником архитектуры регионального значения, так как возведено по проекту 1890 года, найденному в архивах Суздальского музея.
У памятника нужно повернуть влево, на улицу, названную в честь поэта, и здесь мы увидим старый дом из деревянного бруса, некогда принадлежавший мещанину Табачникову. Сложно представить, но этому дому уже две сотни лет! Главный фасад украшает массивная вывеска над окнами с вырезанной надписью «Сувенирная лавка» — она так удачно вписывается в облик здания, что даже не сразу понятно, что это вывеска, а не архитектурное украшение. Ну и, как уже понятно из надписи, долгое время здесь был известный в Суздале магазин, где торговали сувенирами, а сейчас в бывших владениях Табачникова располагается Дом народного творчества и изделия умельцев превосходно дополняют интерьер старинной избы.
На пересечении улиц Лебедева и Кремлевской, у подножия крепостного вала, располагается Успенская церковь XVII века, несущая в себе черты редкого стиля — московского, или, так называемого, «нарышкинского» барокко — от других церквей ее отличает красивый резной узор оконных проемов и высокий необычный двухъярусный бар
13:00–13:10
Пара минут ходьбы — и мы увидим еще две церкви — Параскевы Пятницы и Входоиерусалимскую, по суздальской традиции они парные — зимняя и летняя. Впервые упоминание о храмовом комплексе в этом месте встречается в первой половине XVII столетия, только их здесь было не две, а три — в честь Илии Пророка, Параскевы Пятницы и во имя Всех Святых. К концу века обветшавшие здания заменили новыми, тоже деревянными, а в 1707 году был возведен каменный храм Входа Господня в Иерусалим, почти через семьдесят лет рядом с ним выросла церковь Святителя Николая, однако, по привычке ее называли Пятницкой — так это имя и осталось при церкви.
Декор Входоиерусалимского храма достаточно скромен, но, в то же время, очень изящен — стройные барабаны пятиглавия украшены аркатурно-колончатым пояском, фризом и кокошниками у постамента, по верху основного объема идут такие же кокошники, но более сложного профиля, а окна обрамлены нарядными наличниками, особого внимания заслуживают входные порталы с аркадой.
Парный зимний храм выглядит более скромно — он состоит из двух каменных клетей, с востока к нему примыкает объемная аспида, венчает храм широкий купол с необычной фигурной главкой в форме вазона.
13:10–13:30
Здесь же, рядом с комплексом Входоиерусалимских церквей, располагается здание Торговых рядов, или, как их еще называли в старину, Гостиного двора — длинного прямоугольного строения, вдоль которого тянется галерея, украшенная колоннадой из парных классических колонн и входным порталом, увенчанным шпилем с позолоченным гербом Суздаля. Каменный Гостиный двор начал строиться в 1806 году местным архитектором Алексеем Вершинским, а за образец был взят Гостиный двор, что в Санкт-Петербурге. Изначально он предназначался для богатых купцов, прибывших из других городов, но постепенно и местные торговцы стали продавать здесь свои товары, и вот тогда Гостиный двор стали именовать Торговыми рядами. Однако сюда шли не только за тем, чтобы что-то приобрести или, наоборот, продать, народ тянулся на Торговую площадь, как говорится, «на людей посмотреть, и себя показать», обменяться последними новостями и сплетнями.
Сегодня здесь, как и две сотни лет назад, кипит бойкая торговля — можно купить все, что угодно, начиная от расписных валенок и сувениров и заканчивая хрустящими солеными огурчиками и медовухой. Совсем чуть-чуть воображения — и кажется, будто вы на машине времени перенеслись в далекий XIX век, в некий провинциальный городок, о которых вы не раз читали в любимых книгах русских классиков.
13:30–14:00
Свернув с Кремлевской на улицу Ленина, мы встретим еще несколько церквей — парные Казанскую и Воскресенскую, чуть дальше — Кресто-Никольскую, а над деревьями городского сквера на противоположной стороне улицы виднеются главы церквей Царя Константина и Скорбященской.
Воскресенская церковь, являющаяся летним храмом, была выстроена в начале XVIII столетия и представляет собой редкий пример двухстолпного храма, где мощные своды четверика опираются всего на пару столбов. Зимняя церковь, Казанская, была выстроена двадцатью годами позже и за время своего существования так много раз перестраивалась, что сегодня даже историки не могут ответить, как она выглядела изначально.
Интересна следующая, Кресто-Никольская церковь — она была возведена на месте обветшавшей часовни в северной части Торговых рядов, которую выстроили в честь избавления от «морового поветрия», свирепствовавшего в Суздале в середине XVII столетия. В XIX веке у церкви появилась трапезная и колокольня, что изменило ее облик и совершенно неожиданно сделало архитектурный ансамбль необычным: со стороны улицы Старой постройки более позднего времени закрывают здание церкви, так что, посмотрев с разных ракурсов, сложно определить, одна ли это церковь или нет.
Самые ранние упоминания о деревянной церкви, освященной честь Римского царя Константина и его матери Елены, встречаются в первой половине XVII столетия, а уже в начале XVIII века она была возведена в камне. Фасады основного объема Константиновского — летнего храма — украшает пышный карниз, арочки, поребрики, а барабаны пяти небольших главок декорированы поясом из ложных арок. Рядом располагается Скорбященская церковь, несмотря на то, что она выполнена по традиции «теплых» храмов и состоит из двух равновеликих объемов под двускатной крышей, оба этих храма кажутся единым ансамблем — их роднят белоснежные фасады, кровли, выкрашенные в зеленый.
15:15–16:15
Около десяти минут займет пешая прогулка до одной из самых главных святынь Суздаля — Ризоположенского монастыря. По пути мы встречаем еще две церкви — Воскрешения Лазаря и Антипы Пергамского, наиболее интересной в этом ансамбле является колокольня Антиповской церкви, выстроенная в XVIII веке. Ее венчает характерный для Суздаля вогнутый шатер с круглыми окнами-слухами, а за счет кирпичных узоров фасадов, расписанных разными красками, она особенно выделяется среди всех суздальских звонниц. Интересно, что яркий облик колокольни — вовсе не современная находка, а задумка заказчика из далекого XVIII столетия.
Ризоположенский монастырь считается одной из древнейших обителей на Руси, основана она была в 1207 году епископом Иоанном. Известно, что первые здания были деревянными, до наших дней они, конечно же, не сохранились, первой же каменной постройкой в середине XVI века стал монументальный Ризоположенский собор, возведенный, предположительно, одним из приближенных к Василию III бояр Иваном Шигоней-Поджогиным. Украшен собор весьма скромно — стены прорезают небольшие окна, боковые фасады разделены пилястрами и оформлены ложными закомарами, а вот пристроенная в конце XVII века паперть, напротив, имеет очень пышный декор: тут и узорчатые наличники, и цветные изразцы, и разнообразные «дыньки» и «косицы». Это творение талантливых суздальских зодчих Шмакова, Грязнова и Мамина, им же принадлежит авторство нарядных проездных Святых ворот — их венчают две шатровые башни с ложными слуховыми окнами и крошечными главками, богато украшенные каменной резьбой и поливными изразцами. Ворота прорезают две арки — одна большая, проездная, а другая поменьше, предназначенная для пешего прохода.
В 1813 году в честь победы над наполеоновскими войсками на территории Ризоположенского монастыря была возведена Преподобенская колокольня, она поднялась на высоту 72 метра и стала самым высоким зданием во всем Суздале. Колокольня состоит из нескольких постепенно уменьшающихся к верху ярусов, опирающихся на мощный портал со сдвоенными колоннами и декоративным фронтоном. Несмотря на то, что стиль классицизма, в котором исполнена колокольня, был весьма типичен для тех времен, она резко контрастирует на фоне остальной застройки монастыря.
В конце XIX столетия была выстроена Сретенская трапезная церковь, однако, до наших дней дошли только остатки стен из красного кирпича, судя по их декору, выполнена она была в псевдорусском стиле. Еще в XIII веке рядом с Ризоположенским монастырем была основана Троицкая обитель, где проживали вдовы, однако, от него до сегодняшнего дня дошли только изящные Святые ворота в стиле барокко да угловая башня ограды.
В советские годы Ризоположенская обитель прекратила свое существование, возродилась она в качестве женского монастыря в 1999 году.
16:30–16:45
Чтобы увидеть следующую достопримечательность, мы должны прогуляться дальше по улице Ленина, это займет около 10 минут. Перейдя на другую сторону, перед нами предстанет необычное каменное строение под двускатной крышей — Посадский дом. Этот памятник архитектуры поистине заслуживает звание уникального, ведь это единственный жилой каменный дом в Суздале, возведенный, по предположениям исследователей, на рубеже XVII-XVIII веков. В те далекие времена наши предки строили в основном, деревянные дома — именно этим объясняется тот факт, что каменные палаты так похожи по своему облику на обычную избу.
Дом состоит из двух частей, предполагается, что строились они в разное время, западная клеть — одноэтажная, с окошками, украшенными каменной резьбой, и входом, настолько глубоко вросшим в землю вместе с домом, что кажется, будто ведет он в подземелье. Восточная часть дома поднимается на два этажа, внутри даже сохранилась прежняя планировка: хозяйственное помещение и винтовая лестница, по которой можно подняться в верхнюю горницу и светлицу. Предполагается, что такой дом мог принадлежать богатому посадскому жителю, а чтобы не терялось очарование старинного памятника, в доме расположили музей, рассказывающий о жизни посадских торговцев.
16:45–17:00
Прямо напротив Посадского дома располагаются Смоленская и Симеоновская церкви, возведенные в XVII-XVIII века. Несмотря на то, что суздальские мастера в это время все реже обращались к пятиглавию, при строительстве летнего Смоленского храма они его все же сохранили, а за счет того, что главы уже не так тесно связаны с очень массивным основным объемом, церковь выглядит не столь монументально, именно это «легкое» пятиглавие придает стройности всему зданию. Смоленская церковь стояла прямо у дороги, ведущей из Ярославля — именно поэтому декор, и без того достаточно богатый, с северного фасада, который «встречает» гостей, особенно пышный — красоту Смоленского храма непременно должен был увидеть каждый путешественник.
Зимний храм, освященный во имя Симеона Столпника, появился спустя полвека — он выстроен по традиционной для теплых храмов трехчастной схеме, где основной объем, трапезная и колокольня находятся на одной линии. Симеоновская церковь украшена весьма скромно, и этим она только подчеркивает нарядный убор своего парного храма.
17:00–18:00
Прямо через дорогу располагается величественный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря. Если не знать, что Суздальский кремль располагается совсем в другом месте, то можно подумать, что это именно он, что и не мудрено — территория монастыря обнесена высокой каменной стеной с башнями и въездными воротами, над которыми виднеются главы церквей и колоколен. Впрочем, этому есть вполне логичное объяснение — монастырь, изначально называвшийся Спасо-Преображенским, создавался вовсе не как обитель для монахов, а как настоящая крепость для защиты жителей от вражеских набегов.
История основания монастыря отсылает нас в далекий XIV век — именно тогда по велению суздальско-нижегородского князя Бориса Константиновича начали возводить первые деревянные строения. Нынешний архитектурный ансамбль складывался в XVI-XVII веках, а благодаря щедрым пожертвованиям князей, бояр и даже самих царей, Спасо-Евфимиев монастырь получился действительно величественным.
Попасть на территорию монастыря можно, миновав главную проездную башню — внушительное строение высотой более двадцати метров, сложенное из красного кирпича, в декоре которого чудным образом сочетаются узорочье и строгость.
Центральное место занимает Спасо-Преображенский собор, выстроенный в конце XVI столетия — монументальные объемы венчает мощное пятиглавие на широких световых барабанах, фасады делятся пилястрами и увенчаны закомарами, по периметру собор охватывает колончато-аркатурный пояс. Рядом с собором когда-то располагался фамильный некрополь князей Пожарских и Хованских с часовней, где был похоронен Дмитрий Пожарский, однако усыпальница была разрушена разгневанными монахами после подписания Екатериной II приказа о секуляризации монастырских земель. О князе Пожарском все же вспомнили после 1812 года, и даже выстроили мавзолей, но в советские годы его разобрали. Восстановили его только в 2008 году, но немного дальше, а на месте бывшей часовни установили памятный крест.
Площадь перед собором украшают еще два здания весьма необычной архитектуры — Успенская церковь, объединяющая в себе храм и двухэтажную трапезную и звонница, напоминающая по силуэту Успенскую церковь, только в этом строении совмещается храм и высоко поднятая над землей длинная галерея звонов.
Еще одним впечатляющим памятником монастырского зодчества является надвратная Благовещенская церковь, выстроенная во второй половине XVII века — предполагается, что монументальное строение до возведения новой крепостной стены служило въездной аркой. Помимо этого, на территории монастыря располагается Никольская больничная церковь, где находилась палата для обитателей монастыря, братский корпус и совершенно неожиданно здесь встречается тюремный корпус. Но тому есть достаточное простое объяснение — с 1766 года по указу Екатерины II сюда ссылали «безумствующих колодников», а иначе говоря — политических заключенных, которых первоначально помещали в больничных корпусах. Со временем арестантов стало так много, что потребовалось новое здание, которое и выстроили рядом, только теперь это была уже самая настоящая тюрьма с камерами-одиночками, обнесенная вокруг глухой стеной.
Послереволюционные годы и вовсе превратили монастырь в территорию заключенных — здесь содержались то «враги народа», то проходили проверку вызволенные из плена наши солдаты и офицеры, то находились в изоляции военнопленные гитлеровской армии, ну а потом туда стали помещать несовершеннолетних преступников. Вплоть до 1968 года Спасо-Евфмиев монастырь оставался тюрьмой и только потом его территория превратилась в музей и теперь у каждого гостя Суздаля есть возможность полюбоваться на великолепную старинную архитектуру и уникальные
18:30–20:00
Завершить прогулку мы предлагаем ужином в небольшом уютном ресторане «Медный двор».