История отеля «Медный двор»
Отель «Медный двор» расположен в самом центре слободских поселений на одноименной улице. В XIII веке в слободах селился освобожденный (частично) от феодальных повинностей люд, занимавшийся торговлей и ремеслом, отсюда и название (слово «свобода» раньше звучало как «слобода»). Располагались слободки за пределами Кремля – городской крепости, поэтому нуждались в защите от разного рода набегов, которых в истории Суздаля было немало. И такой защитой становились для слободских жителей монастыри, в окружении которых и стоит отель «Медный двор». Самый древний из них - Ризположенский (основан в начале XIII века), на который «смотрит» фасад «Медного двора». Рядом с ним во времена Владимира Мономаха находился Троицкий монастырь, но он сгорел вскорости и не был восстановлен. Окна номеров «люкс» отеля «Медный двор» выходят на Александровский монастырь, который, по преданию, основан в 1240 году самим Александром Невским. Чуть дальше расположен Спасо-Ефимьевский монастырь вместе со Спасо-Преображенским собором, Успенской церковью с действующей звонницей, мелодичные звуки которой нередко радуют слух гостей гостиницы «Медный двор». А прямо за речкой Каменкой, чудный вид на которую открывается из двора отеля, раскинулся женский Покровский монастырь. Близость воды, защита монастырей сделало это место идеальным для развития ремесел.
Писцовая книга 1617 года насчитывает 38 ремесел, известных в это время. Из общего числа дворов — 631 — 109 принадлежали ремесленникам, в том числе по одному двору меднику, оловяничнику, рудомету. А торговцев, насчитывалось 253, причем как правило, каждый торговец имел по одной лавке, за исключением Герасима Лихонина, который владел семью лавками и тремя лавочными местами. Дом-музей купца Лихонина в Суздале находится рядом с отелем «Медный-двор». Из «Обывательской книги» г. Суздаля конца XVIII века узнаем не только ремесленный состав, но места расположения владений. Так в Покровской подмонастырской слободе жили кузнецы Калинины и Глятковские. А в «Топографическом описании Владимирской губернии» за 1784 год сообщалось: «Прочие жители занимаются медною и серебряной работой...». Согласно этой книге, среди суздальцев лишь два человека были медниками и четверо занимались изготовлением изделий из серебра. Этими двумя медниками были Чичерин и Гребенщиков, жившие в подмонастырской Скучиловой слободе (Спасо-Евфимиев монастырь). В монастырских книгах за 1768 год есть запись, что Михаилу Чичерину, бобылю, было заплачено за полуду монастырских кастрюль и за прибавленную к этому процессу его собственную медь — полтора фунта — 1 рубль 63 копейки.
В «Обывательской книге» Суздаля 1791— 1794 гг. сообщалось, что цеховой Михаила Яковлев сын Чичерин, живший медным промыслом, «имеет дом на каменном фундаменте, при котором каменная кузница и огород, наследственные». Медное ремесло передавалось в семье Чичериных на протяжении веков. Последний суздальский медник - Кузьма Михайлович Чичерин – рассказывал, что дед его еще делал медную посуду: ендовы, котлы, чайники, медные и бронзовые лампады, подсвечники, люстры. Отец К.М. Чичерина, Михаил Федорович, делал подсвечники, ковши, шумовки, люстры. А сам Кузьма Михайлович редко отливал по формам целые изделия, больше лудил самоварные и другие изделия из цветных металлов. Такая посуда, а также полный набор инструментов сохранялись еще в 70-х годах XX века у Кузьмы Михайловича в его мастерской, расположенной в цокольном этаже дома, а ныне переданы Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.